Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Инженер собрал самодельный автомобиль у себя в квартире, вытаскивать пришлось с помощью крана.

В 70-х приобрести автомобиль было довольно сложно. Некоторые умельцы умудрялись мастерить технику самостоятельно. Как правило, подобные эксперименты заканчивались каким-нибудь трактором или «самобеглой тележкой». Но иногда получались вполне себе красивые и технологичные автомобили. Они даже регистрировались и имели разрешение на участие в дорожном движении.

Рождение легенды: спорткар собранный в квартире

В конце 1970-х годов, инженер-технолог Генрик Иванович Матевосян, просматривал автомобильные журналы зарубежных изданий. Глядя на стильные спорткары, в голове родилась мысль сделать что-то подобное самостоятельно. У энтузиаста не было даже собственного гаража, но это его не останавливало.

По замыслу инженера, споркар должен быть:

  • Четырехместным
  • С «рубленым» дизайном, как у итальянских производителей начала 80-х
  • Дверями, открывающимися вверх, типа «крыло чайки»

Из узлов и агрегатов, Генрику Ивановичу были доступны только детали от ВАЗ-2101. Но это не останавливало энтузиаста.

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Самодельный автомобиль Метевосяна на авто пробеге. Фото: архивное

Проект по постройке самодельного автомобиля был начат в конце 70-х. Только для того, чтобы разработать техническую документацию, инженеру понадобилось четыре месяца.

Изобретатель назвал свой автомобиль «Орор» в переводе с армянского – это «Чайка».

На сборку «Орора», подгонку деталей и испытания, ушло около двух лет. Но примечательно не это, а то, как и где происходили работы. Не имея гаража, автор решил делать автомобиль в обычной многоэтажной «панельке». Для машины была выделена отдельная комната и лоджия.

В помещении происходила сборка узлов и агрегатов. А кузовной каркас обосновался на лоджии, в противном случае покинуть квартиру машина бы вряд ли смогла. Когда автомобиль был частично готов, автор проекта вызвал знакомого крановщика. Машину, совместными усилиями всех соседей, сняли с лоджии и благополучно опустили на землю.

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Репортеры засняли процесс транспортировки спорткара с лоджии. Фото: архивное

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Так выглядел автомобиль изначально. Фото: архивное

Потом Матевосян откатил заготовку в собственный сарайчик без света и прочих благ гаражной цивилизации и начал создавать кузовные панели. Они тоже были необычными – не стальными, а пластиковыми. Сколько именно стеклоткани и эпоксидной смолы ушло на кузов – история умалчивает. Скорее всего, автор проекта, работавший инженером-технологом, имел доступ к этим материалам.

В общем, благодаря целеустремленности Генрика Ивановича, машина была готова в 1981 году.

Технические особенности

В качестве «донора» для самодельного спорткара взят ВАЗ-2101. Соответственно, пришлось использовать классическую компоновку – задний привод и переднее расположение двигателя.

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Зато кузов получился полностью из стеклопластика. Элементы навешены на пространственную мощную раму из стальных труб. Благодаря этому, автомобиль стал легче на 100 кг, чем ВАЗ-2101. Напомним, что «Копейка» весит около 955 кг.

Двигатель «Орора» удалось форсировать до 68 против 64 л. с. у оригинального ВАЗ-2101. Благодаря доработкам и аэродинамическому кузову, автомобиль имел максимальную скорость 170 км/ч. Расход топлива при этом получился вполне умеренным – до 10 литров бензина.

Кроме поднимающихся дверей,  была еще одна нетипичная для советского автопрома особенность. Это фары с электроприводом, убирающиеся в капот, как у настоящих суперкаров японского, итальянского и американского производства.
Так как автомобиль разрабатывался семейным человеком, он получил не два, а четыре места. На втором ряду тесно, но двое детей там размещались.

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Изначально готовый автомобиль был покрашен в серебристый цвет. Возможно, это сделано в честь DeLorean DMC-12, ведь эта модель как раз начала выпускаться серийно в 1981 году. А опытный прототип был представлен за несколько лет до этого.

Кстати, автомобиль сохранился до сих пор. Пробег у него давно превысил отметку в 2 млн километров. Автор заявляет, что под капотом все тот же «родной» двигатель ВАЗ-2101. Скорее всего, он был подвергнут капитальному ремонту и не один раз. Но каких-то комментариев Матевосяна на это счет нет.

Соревнования

В 80-е, нередко проводились состязания самодельных автомобилей. Участвовал в них и «Орор». По слухам, эта модель превосходила большинство машин по техническим и динамическим параметрам.

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Было и одно задокументированное мероприятие, доказавшее преимущества творения инженера-самоучки над серийными моделями. Однажды, участвуя в автопробеге самодельных автомобилей, машины попали в Тольятти.

Руководство ВАЗ решило устроить соревнования с участием своих профессиональных испытателей и спортсменов. Планировалось доказать превосходство серийных автомобилей над самоделками, собранными из хлама.

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Неожиданно для организаторов, победителем соревнований стал «Орор» вместе со своим создателем за рулем. Машина оказалась лучше «Жигулей» разных моделей. Она превосходила их по максимальной скорости, динамике и устойчивости в поворотах.

«Орор» буквально «порвал» других участников состязаний. Автомобиль сразу вырвался вперед и не оставил соперникам никаких шансов на победу.

Немного подробностей от создателя

Генрик Иванович Матевосян однажды сам рассказал на форуме «самодельщиков», как его автомобиль получил название. Оказывается, «Орор» придумал редактор журнала «Техника – молодежи» В. Д. Захарченко. Это произошло в 1981 году.

Сам же автор дал модели название «Зангезур». Это одна из областей Восточной Армении, где родился Матевосян. Было это в 1983 году.

Самодельный спорткар из 80-х собранный в квартире на лоджии

Автомобиль неоднократно модернизировался. Его перекрасили в красный цвет. Генрик Иванович рассказывал, что часто катает на машине своих внуков.

А еще существует «Орор-2». Это новая «самоделка» от Матевосяна. Под капотом у нее двигатель от старой Maserati с мощностью под 200 л. с. Но это уже совсем другая история…

А вот ещё одна интересная самоделка из 70-х — самодельный автомобиль Фантазия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *